КЮТ СО РАН
 

КЮТ СО РАН

Клуб Юных Техников Сибирского Отделения Российской Академии Наук МБУ "Мир молодёжи"
Страница КЮТ СО РАН в Контакте
Открытая группа клуба в Контакте
 
      
Руководитель Ровесник Академгородка, директор КЮТа с 1970 по 2010г. Вадим Юрьевич Шолохов. Он по прежнему работает в клубе инженером и своими техническими знаниями, умениями и опытом помогает руководителям кружков и лабораторий в их непростой раблоте. В свое время он закончил Ленинградский институт точной механики и оптики, работал инженером-конструктором в Институте автоматики, потом по просьбе академика Лаврентьева перешел совместителем в КЮТ, да там и остался. Званий и наград у Вадима Юрьевича тоже хватает: заслуженный работник культуры России, отличник народного просвещения, неоднократный участник и лауреат ВДНХ. А еще мастер спорта СССР по водномоторному спорту, чемпион страны 1968 года, чемпион Европы 1969 года в классе скутеров, неоднократный призер первенств СССР и России.
      

      
Председатель СО АН испытывает новое изделие юных техников Где же сегодня любознательные школьники, рвущиеся попробовать все своими руками, могут удовлетворить в какой-то мере свой интерес к чудесам прогресса? Да конечно же, в Клубе юных техников! В том самом, который построил тот самый «Дед». Именно тот, кто в 1964 году поддержал группу энтузиастов и помог создать в новосибирском Академгородке детский технический клуб. Это тот Лаврентьев, который в 1970 году умудрился построить в центре Академгородка, рядом с институтскими корпусами, для беспокойной и любознательной детворы завидное трехэтажное здание – Клуб юных техников.

Продолжение статьи читайте здесь: Музей истории НГУ
      

      
академик Михаил Алексеевич Лаврентьев Почетный КЮТовец, «Дед»- так называли Михаила Алексеевича Лаврентьева, организатора Клуба юных техников, сами кютовцы, как, впрочем и все жители Академгородка В холле КЮТа находится его большой портрет, выполненный в дереве мастерами клуба. Клуб был детищем ученого и на него он возлагал большие надежды в реализации своих планов по развитию науки в Сибири. «Если за время существования КЮТа выйдет из его стен хотя бы один академик, то идея создания и финансирования клуба детского технического творчества будет полностью оправдана», — говорил в свое время Лаврентьев. Сегодня клуб на подходе к выполнению задумки Деда. Кютовцы члены - корреспонденты АН, доктора и кандидаты наук, блестящие инженеры и техники СО РАН и других организаций и предприятий города и региона это сегодняшний реальный результат деятельности клуба. В.Ю. Шолохов вспоминает, что КЮТ был инициатором очень интересного дела. — Мы в свое время по рекомендации Михаила Алексеевича организовали техническое отделение физико-математической школы. Принимали детей, не просто способных к физике, математике, но способных к технической самодеятельности. Такое отделение просуществовало восемь лет. Оттуда вышли ребята, способные превращать идеи ученых в практические решения. Вот вам инновационные технологии, о которых так много сейчас говорят. Лаврентьев хотел создать в НГУ инженерное отделение, на которое поступали бы ребята после технического отделения ФМШ. Но не успел. В последние годы своей жизни он говорил: «Я сам займусь этим делом, мы все равно решим этот вопрос. Сделаем в НГУ инженерный факультет — он будет готовить кадры для «пояса внедрения». «Пояс внедрения» — это конструкторские бюро, построенные вокруг Академгородка, которые должны были внедрять в промышленность научные разработки институтов. Вот в этом «поясе внедрения» по замыслу Лаврентьева и должны были работать люди, способные понять идею ученого, и реализовать технологическое устройство, которое выполняло бы новые функции, то есть решать проблемы инновационных технологий. В конце концов мы к этому пришли только сейчас. Идут серьезные разговоры об организации в НГУ инженерного факультета. Но на факультет нужно готовить кадры, собрать людей, которые хотят паять схемы, разбирать железки, строить. Где взять звено, которое занималось бы реализацией различных идей? Самый хороший путь — на базе детских технических клубов, центров. На базе КЮТ.
На архивном снимке Р. Ахмерова: — академик М. А. Лаврентьев.
      
      
Руководитель На фотографии Михаил Лазаревич Ларкин, руководитель лаборатории автомоделирования. Пожалуй, самый первый из преподавателей КЮТа.
Скачать:Статья в журнале Моделист-Конструктор №3 за 1968
      
      

ИСТОРИЯ И АРХИВ КЛУБА

      
      

Клуб юных техников СО РАН - это центр инженерно-технического творчества детей и молодёжи Академгородка.

Он создан в октябре 1964 года по инициативе академика М.А.Лаврентьева и по решению Президиума Сибирского отделения Российской Академии наук (СО РАН). Основной задачей клуба является популяризация науки, научных знаний и достижений, привитие первичных инженерно-технических знаний навыков и умений, СО РАН финансирует из своего бюджета оплату коммунальных, хозяйственных расходов и текущих нужд кружков и лабораторий Клуба, вместе с Комитетом по делам молодежи мэрии города Новосибирска обеспечивает педагогический процесс, заработную плату сотрудников. В инфраструктуру Клуба юных техников – это комплекс зданий в который входит отдельное трёхэтажное здание с конференц-залом и гараж для малой техники с пристройкой. Михаил Алексеевич Лаврентьев, организатор Клуба юных техников В помещениях КЮТ располагаются детские кружки и лаборатории. Клуб имеет свой кордодром (асфальтовая площадка для запуска кордовых авиамоделей). На эой же площадке тренируются картингисты, молодёжь обучается вождению мопедов и прочей мелкой мотоживности. КЮТ имеет свой парк металлообрабатывающих станков и контрольно-измерительных приборов, свою библиотеку. Организационно КЮТ - это спортивно-технические секции, лаборатории, кружки и творческие мастерские, которые систематически посещают около трёхсот школьников. Здесь ребята получают не только знания, но и положительные эмоции, умело применяя законы механики, аэродинамики, электричества, логики. Для местных школьников и студентов Клуб юных техников – это малая политехническая академия. КЮТ знакомит детей с миром науки и техники, развивает любознательность, выявляет инженерно-техническую профессиональную направленность, прививает первичные технические умения и навыки подросткам. Спортивно-технические секции клуба популяризируют среди молодёжи любовь к технике , через участия в соревнованиях различного уровня воспитывают бойцовские качества необходимые для достижения победы над соперниками в соревнованиях, Творческие лаборатории КЮТ знакомят молодёжь с практическим применением физических законов природы при решении разнообразных инженерных и технических задач, развивают интерес к физике, автоматике, радиотехника, мототехнике и техническому моделированию. Компьютерные технологии – новое востребованное направление в КЮТе. Сегодня открыты лаборатория, мультимедийных технологий и Web-дизайна, лаборатория 3D моделирования. В них на базе имеющегося компьютерного оборудования и программного обеспечения можнопо лучить углубленные знания в области компьютерной техники, научиться снимать и монтировать фильмы, создавать Web-сайты, овладеть компьютерным дизайном. В КЮТе сотни школьников реализуют свои инженерные, исследовательские, образовательные, спортивные и художественные задумки. К работе с детьми привлекаются мастера своего дела, опытные педагоги, пробуждающие в детях интерес к технике, активному, социально-полезному инженерному творчеству.
На архивном снимке Р. Ахмерова: — академик М. А. Лаврентьев в гостях у КЮТовцев.
      
      
КЮТ: «Звезд за деньги не зажечь»

Статья Полины Сысолиной на сайте "Академия новостей"

Вот уже почти полвека КЮТ учит детей и подростков Академгородка строить самолеты и корабли и разбираться в том, что не под силу даже многим взрослым. В Клубе юных техников работает 13 лабораторий: в них учатся создавать модели кораблей и самолетов, изучают роботов, радио, мотоциклы и автомобили, смотрят на звезды, катаются на скейтбордах, играют в шахматы. Руководитель лаборатории авиамоделирования Гарбар Юрий Владимирович  с воспитанниками Центр инженерно-технического творчества детей и молодёжи Академгородка был создан в 1964 году по инициативе академика Лаврентьева. За 49 лет в нем менялось руководство, появлялись новые лаборатории, сменяли друг друга поколения детей, но принципам, заложенным в начале, здесь стараются следовать до сих пор. Сейчас в кружках КЮТ абсолютно бесплатно занимается более 300 ребят разных возрастов, а также взрослые, которые когда-то пришли сюда и задержались надолго. Организационно КЮТ относится к Институту гидродинамики имени Лаврентьева и финансируется Сибирским отделением РАН. Некоторые ставки педагогов оплачиваются за счёт муниципального бюджета МЦ "Мир молодёжи". Серьёзно помогают клубу его выпускники и родители воспитанников, а также институты СО РАН, ЦФТ, фонд «Академгородок» и военное училище, которое предоставляет КЮТ свою списанную технику и оборудование. Один из главных принципов КЮТ – ни при каких обстоятельствах не брать с родителей ребят платы за обучение. «Потому что так говорил Лаврентьев», – объясняет руководство.

«Над нами все смеются, что мы не берем денег. Но это принципиально, потому что плата за образование выхолащивает само понятие образования. Окунуть детей в настоящие научные конструкции и приборы, выявить инженерно-технический интерес у ребёнка и научить его своими руками конструировать полезные вещи, зажечь в ребёнке искру будущего инженера НИИ – такова была мысль и идея Михаила Алексеевича, воплощённая в КЮТ. Дед, как по-свойски называли кютовцы академика, говорил, что гордится двумя вещами в Академгородке: ФМШ и КЮТ. Искать и зажигать будущие «технические звезды» среди занимающихся за деньги невозможно», – говорит директор клуба Анатолий Дембровский.

Самыми популярными в Клубе юных техников из года в год остаются секции, которые работают практически с самого его основания – это картинг, а также авиа- и судомоделирование. Ребята, которые занимаются здесь, неоднократно становились чемпионами в масштабах как города, так и страны. В прошлом году была возрождена секция астрономии, которая не действовала несколько лет, а также появились новые направления, о которых основатели клуба в 60-е годы не могли даже мечтать – это 3D-моделирование, мультимедийные технологии и робототехника. Уже много лет КЮТ активно принимает у себя учеников ФМШ, которые приходят в лаборатории клуба и с помощью паяльника на практике проверяют и доказывают основные физические законы и явления. В этом году в день открытых дверей в КЮТ побывали и ученики губернаторских инженерных классов, созданных в трех школах района. Они тоже смогут заниматься в КЮТ в свободное от уроков время. Чаще всего сюда приходят в совсем юном возрасте, еще в начальных классах, и остаются надолго, говорит директор клуба. Но преподаватели готовы принять и старшеклассников, и даже студентов. Нередко случается так, что ребенок приходит заниматься в одну секцию, а позже понимает, что ему интереснее другая, и это в КЮТ тоже вполне допустимо.
На снимке руководитель лаборатории авиамоделирования Гарбар Юрий Владимирович с воспитанниками.
(постоянный адрес статьи) http://academ.info/news/25732
      
      

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
в оглавление N 48 (2484) 10 декабря 2004 г.
МАЛАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

В конце ноября в актовом зале Клуба юных техников СО РАН отмечали взрослый юбилей — 40 лет со дня рождения Клуба. На праздничный вечер собрались руководители кружков и лабораторий КЮТа, гости из институтов Сибирского отделения и администрации Советского района Новосибирска. В. Макарова Вспоминали 60-е годы, первый картинг, собранный в подвале жилого дома, энтузиастов — Ларкина, Рыжкова, Терских, которые «пробили» идею создания детского технического клуба. В то романтическое время легко поддерживали все начинания. Сам председатель Отделения академик Михаил Алексеевич Лаврентьев опекал КЮТ, был его частым гостем. При его поддержке уже в 1967 году начали строительство отдельного трехэтажного здания для детских лабораторий. Михаил Алексеевич с уважением относился к техническому творчеству юных городковцев. Старожилы вспоминают его слова о КЮТе: «Здесь дети кубики не складывают, здесь занимаются делом, серьезными технологиями». И действительно, школьниками сделано много практических приборов и устройств. В лаборатории физического эксперимента под руководством сотрудников ИФП И. Яковкина и В. Фомичева руками старшеклассников были собраны импульсный плазмотрон для получения плазменной струи большой скорости и температуры, лазерный сверлильный станок, твердотельный лазер на рубиновом стержне. Все они действовали и имели практический смысл. В лаборатории автоматики (руководитель — А. Терских) была выполнена серия устройств для исследований организма человека. В лабораториях экспериментального и транспортного моделирования ребята разрабатывали такие нетрадиционные транспортные средства, как шагоходы, шнекоходы, лыжеходы, шароходы, элипсоидоходы, виброходы, трициклы, инерциоиды и другие необычные амфибии. Большими энтузиастами этого дела были М. Ларкин, В. Микулин, В. Тамбовцев. На серьезных научных выставках клуб представлял свои работы наравне с институтами. Директор КЮТа В. Шолохов вспоминает: «Наши астрономы сделали электрофотометр — прибор для оценки и наблюдения слабосветящихся объектов. Мы выставили его в экспозиции в Доме ученых. Лаврентьев ведет делегацию и кто-то спрашивает, отчего здесь фотометр, который делают в Ленинграде. Михаил Алексеевич ответил: «Там их выпускают, а в КЮТе разрабатывают!». Многие детские конструкции были оценены на ВДНХ — более 400 медалей! Выставлялись действующие экспонаты, которые представляли сами юные разработчики. То, что кютовцы придумывали и делали своими руками, удивляло специалистов многих стран мира, где проходили выставки детского технического творчества. Клуб был организатором разных внешкольных мероприятий. Наверное, многим жителям Академгородка помнится добрый праздник «Айболит», когда малыши несли в КЮТ свои любимые, но сломанные игрушки, а доктор Айболит со своими помощниками ремонтировал их. Ежегодно в здании КЮТа проходили «Встречи у Архимеда», «Эврика»; конкурс «Фантазеры» плавно перетекал в ФМШ, где защищали авторские проекты оригинальных установок. В 70-80-е годы новосибирский КЮТ стал практической лабораторией журналов «Моделист-конструктор», «Радио», «Юный техник». телевизионная студия города в течение 12 лет по нескольку раз в неделю выпускала программу «Телевизионный клуб юных техников», где школьники демонстрировали свои электронные устройства, модели. Съемки шли не только в телестудии, но и в классах КЮТа, в пионерском лагере «Солнечный» и даже на пруду в Ботаническом саду. Авторские модели ребят из лабораторий судо-, авиа-, и транспортного моделирования были не только телезвездами, они принимали участие в чемпионатах, где неоднократно становились победителями и призерами. Безусловно, вся работа была бы невозможна без талантливых, молодых душой преподавателей. Интересно, что некоторые из них сами были среди юных техников, занимались в лабораториях и потом не оставили эти занятия, но уже в качестве «вожатых». Сведенное до минимума финансирование привело к тому, что стало невозможным найти молодых для работы с юными техниками. Даже директор КЮТа посетовал, что он, пенсионер, уже несколько лет безуспешно ищет преемника. Главная проблема — отсутствие финансов. Это сказывается и на оснащении лабораторий. Ведь, чтоб детей привлечь, их надо удивлять! Клуб юных техников всегда был подразделением Института гидродинамики. Академической организации совсем нелегко было выстоять самой в годы перестройки, не говоря уж о таком «обозе». Академик В. Титов, возглавивший ИГиЛ в эти сложные годы, принял в наследство и КЮТ. Благодаря тому, что от проблем детского клуба не отвернулись, благодаря поддержке дирекции института, клуб выстоял и сохранился. «Страна вышла из потрясений, — сказал ак. В. Титов, — но по официальным данным в России около миллиона брошенных детей. С моей точки зрения, должна быть всяческая помощь и поддержка любой организации, которая занимается с детьми». Районная администрация подготовила программу работы с детьми. Об этом говорил глава Советского района А. Гордиенко. Он обещал приложить все усилия, чтобы сохранить единственный за Уралом Клуб юных техников: «Что будет у КЮТа дальше? Нет слов, история у него славная, четыре десятилетия деятельности сами за себя говорят. А что впереди? Клубу требуется экстренная помощь: обновление базы, классов и многое другое. Юбилей — не только радость, но и повод решить эти проблемы. Будем решать».
На снимке А. Земцова: — торжественное собрание «КЮТу — 40 лет».
(постоянный адрес статьи) http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+314+1
      
      
Директор КЮТа К юбилею не грех вспомнить про награды и достижения юных техников за сорок лет. Ведь уже третье поколение занимается в этих стенах. В 60-е годы жизнь бурлила, кипела в Академгородке. Встречи с бардами, космонавтами, лекции прогрессивных ученых. И Клуб юных техников был в круговороте этой жизни. Сюда приходили молодые талантливые ученые со своими идеями, мыслями, которые все рассказывали, показывали и предлагали сделать своими руками. Член-корреспондент Яковкин организовал в Клубе лабораторию физического эксперимента. Под его руководством сделали первый твердотельный лазер, плазмотрон, который работал. Лазерный сверлильный станок для получения микроотверстий — тоже чрезвычайно интересная вещь. Ребята были в восторге: вот он — лазер, вот он сверлит! Затем лабораторией руководил доктор наук Фомичев. Это он сделал с ребятами плазменный ракетный двигатель. «Хотя ракета-то была в пол-авторучки всего», — вспоминает Вадим Шолохов. КЮТ являлся многолетним участником ВДНХ. В 70-е годы павильон «Юные техники» был полностью посвящен творчеству ребят из Академгородка. Около 400 участников — медалисты. Один преподаватель получил две золотые и две бронзовые медали. У Клуба есть несколько дипломов Выставки достижений народного хозяйства. Ребята выставляли свои работы и за рубежом — в США, Югославии, Венгрии.